Дорогие единоверцы!
Сегодня после захода наступит Курбан-байрам. Я от всей души поздравляю вас с этим великим праздником!
Курбан-байрам - это праздник, в который мусульмане могут приблизиться к милости Всевышнего, благодаря такому виду поклонения, как жертвоприношение. А жертвоприношение означает искреннее самоотречение, благодарность, стремление к довольству Аллаха через добрые дела и помощь нуждающимся. В Куръане говорится:
إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ
“Поистине, Мы даровали тебе аль-Кяусар. Поэтому молись своему Господу и совершай жертвоприношение” (сура “аль-Кяусар”, 1-2 аяты). Слово “Кяусар” в арабском языке означает “великое благо”, а аль-Кяусар – это река в Раю. Аллах даровал людям бесчисленные блага и повелевает пользоваться ими разумно и жертвовать часть из них на благо общества. В этом и состоит смысл Курбан-байрама: совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность и преданность Аллаху и благодарит Его за дарованные блага через малоимущих, родных и соседей, которым раздает свой курбан.
Известно, что жертвоприношение – это сунна великого пророка единобожия Ибрахима алейхи салям, которого Всевышний назвал Своим другом «халилуЛлах». Он всем сердцем повиновался приказу Аллаха и с честью прошел испытание. Нам следует брать пример с Ибрахима алейхисалям: между своими страстями и повелением Аллаха выбирать нужно Его довольство, а жертвовать - своими желаниями. Это – главный урок для нас из его жизни и самая суть праздника Курбан-байрам.
Степень богобоязненности Ибрахима и его сына Исмаиля (алейхимасалам) – бесподобна, и сколько бы мы не приносили в жертву, вряд ли сможем достигнуть того же уровня искренности. Но ведь Аллах и не требует от нас многого, Он не нуждается в крови и мясе, но ждет, что мы будем таква - благочестивыми:
لَن يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلَا دِمَاؤُهَا وَلَكِن يَنَالُهُ التَّقْوَى مِنكُمْ
“Ни мясо, ни кровь их (жертвенных животных) не достигают Аллаха. Но его достигает только ваша богобоязненность” (сура “Хадж”, 37 аят).
Жертвоприношение – это также и действие, за которое будет награда. В дни Курбан-байрама это самое любимое для Аллаха поклонение людей и самое вознаграждаемое. Поэтому курбан не следует считать тягостью, нужно исполнять его с радостью и надеждой на милость Всевышнего. За пренебрежение этим поклонением записывается грех:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: " مَنْ وَجَدَ سَعَةً فَلَمْ يُضَحِّ، فَلَا يَقْرَبَنَّ مُصَلَّانَا"
«Кто, имея возможность совершать курбан, не делает этого, пусть не приближается к нашей мечети» (Мүснәд Әхмәд, 8273).
Курбан-байрам – это еще и праздник завершения хаджа. Сегодня, в 9 день месяца Зуль-хиджа, отмечается день Арафа, и наши соотечественники из Татарстана сейчас находятся в этой долине, затем ночь они проведут под открытым небом в Муздалифе, завтра вернутся в Мину, а потом в Мекку. А нам с вами необходимо помнить о днях такбира ат-Ташрик: начиная с утреннего намаза 5 июня до икенде-намаза 9 июня включительно после каждого фарз намаза нужно произносить такбир-ташрик: «Аллаху акбар, Аллаху акбар! Ля иляха илляллаху валлаху акбар. Аллаху акбар ва лилляхиль хамд». Мужчины произносят такбиры вслух, а женщины шепотом.
Дорогие братья и сестры! Самые счастливые из нас встречают Курбан-байрам в хадже, самые многочисленные – у себя на Родине, а мусульманские бойцы СВО – при исполнении своего воинского долга. И если они читают эти строки, то я от имени всех мусульман Татарстана передаю им горячий салям и поздравления с праздником. Уважаемые солдаты! Благодарим вас за то, что мы можем праздновать Курбан-байрам под мирным небом над головой, просим у Аллаха защиты для вас и победы в борьбе с врагом.
В благословенные дни Курбан-гаета от всей души желаю всем мусульманам, чтобы Создатель принял наши с Вами жертвоприношения, добрые поступки, поклонения, молитвы и воздал нам за них Райскими садами. Пусть в наших домах всегда царят благоденствие, процветание и счастье, не угасает свет веры. С праздником Курбан-байрам!
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин